Горшечный камень в архитектуре

Все статьи по данной тематике

Облицовка фасадов зданий природным камнем стала одной из специфических черт северного модерна. Северный модерн – это своеобразное ответвление стиля, характерное для стран Прибалтики, Скандинавии и России. В архитектуре модерна использование природного камня в этих странах объясняется общностью климатических и ландшафтных условий строительства. Модная тенденция зародилась в Швеции и Финляндии, чтобы перенестись дальше на юг и на восток.

Одним из самых популярных камней для строительства стал талькохлорит, ведь этот камень был словно «вырван» из северной природы, суровой и холодной. Серый цвет – цвет скал и неба, и структура – благородная, величественная, напоминающая мрамор, вдохновляла многих художников модерна, работающих над оформлением фасадов зданий.

 

Примеры использования горшечного камня можно увидеть в архитектуре Санкт-Петербурга, Хельсинки, Турку, Таллинна, Стокгольма. Впервые горшечный камень был применен в архитектуре при строительстве Собора Св. Михаила в Турку (1894 – 1904 гг., архитектор Л. Сонк), затем нашел воплощение в облицовке и узорных фигурках Национального театра (1902 г.), а также дома страхового общества Pohjola (1899 – 1909 гг.) в Хельсинки, Музея изобразительных искусств в Турку.


Музей изобразительных искусств в Турку


Собор Св. Михаила в Турку (1894 – 1904 гг)


Национальный театр в Хельсинки (1902 г.)

На рубеже веков камень «северного модерна» (так называли горшечный камень сами архитекторы) стал использоваться в Петербурге и Москве. Примеры этого можно увидеть прямо в центре северной столицы: на Невском проспекте, фасад дома 72 украшают два больших филина, выполненных из этого камня, а стены первого этажа также отделаны талькохлоритом (это здание бывшего доходного дома М.Б. Воейковой).


Здание бывшего доходного дома М.Б. Воейковой, Санкт-Петербург

Здания на Каменноостровском проспекте, 1/3 (бывший дом И.Б. Лидваль), на ул. Широкой, 33 украшены фигурками сов, медведей, волков, рысей, зайцев, ящерок, и других животных – и все они изготовлены из горшечного камня. Эти маленькие детали стали одним из самых изысканных атрибутов северного модерна. Любителями камня «северного модерна» являлись архитекторы Ф. И. Лидваль, А.Ф. Бубырь, С.И. Минаш, Н. В.Васильев.


Здания на Каменноостровском проспекте, 1/3 (бывший дом И.Б. Лидваль)

Популярность талькохлорита среди архитекторов и скульпторов можно объяснить не только его эстетическими свойствами, но и тем, что он очень легко поддается обработке. Он легко режется ножом, его можно распиливать пилой, а также использовать обычный столярный инструмент. Близость месторождений горшечного камня к северным столицам также делало удобным его использование.

Любое копирование материалов без обязательной активной ссылки на этот сайт, запрещено!


наверх


Отзывы


Подобрать облицовку


Фотогалерея


Библиотека

  • ООО «Промышленно-торговая компания
    «Десятый регион»
  • 185509, Республика Карелия, Прионежский район,
    пос. Мелиоративный, ул. Лесная, д.2-а
  • тел./факс (8142) 78-78-82
    e-mail: ptk.10region@yandex.ru